Статистика
Время:
Зарегистрированных: 88285
Последним зарегистрирован: tr_sergey
Рекорд посещаемости: 12585
Групп пользователей: 4
 Группы:
[Admin] [Cоучастник] [Автор] [Модератор]
 Сейчас на сайте
 Всего: 739
 Гостей: 728
 Анонимных: 1
 Пользователей: 10
 Зарегистрированные:
grabovenko13 waldekp5 hamrad amidi tuxxas Bashla ALIxxx1975 aahz ewian VZH_79

> Узконаправленные микрофоны. -> (ГОТОВО) Остронаправленные микрофоны
Исходник

От Dart.


Представляю сканы из книжки А. Нисбетта "Применение микрофонов". Издана ©London-New York, 1974. Автор книги профессиональный звукооператор с радио ВВС. Представленный фрагмент книги полностью отвечает тематике портала, и запросам местного электората :) . Я сам руководствовался этими данными при изготовлении двух типов дальнобойных микрофонов вначале 90-х. И за каждый вывод автора готов подписаться самолично, все обстоит именно так. Очень правильно описаны глюки этих микрофонов, советую прочитать тем, кто верит в сказки про километровые расстояния. От себя лично могу добавить фоты работающих конструкций, и образцы аудиофайлов, с электретныго капсюля без электронной предобработки но это в форуме.
p.s. Сканы потому, что в рунете эта книжка отсутствует или глубоко зарыта, найти не смог. Прошу не пинать за "заметки на полях" сделаные в юности, времени не было стирать.


Остронаправленные микрофоны

Существуют два способа получения особенно острых характеристик направленности. Один состоит в том, чтобы сфокусировать звуковую волну, исходящую из интересующую нас области пространства, в точке где установлен микрофон. Фокусировка даёт усиление нужного звука по сравнению с прочими, мешающим нам источниками, излучающими звук по другим направлениям. Второй способ состоит в том, чтобы звук, приходящий сбоку, автоматически самоуничтожался прежде чем успеет дойти до микрофона. Усиление полезного сигнала здесь не происходит, однако уменьшается уровень звукового давления посторонних источников. Оба способа применимы лишь до тех длинн волн, которые не больше максимальных размеров конструкции, обеспечивающей модификацию звукового поля.

Фокусировка звука

Обычно звук фокусируют с помощью параболического рефлектора, который делают из стеклопластика или металла. Рефлектор диаметром 1м может примерно на 20 дБ усилить сигналы удалённых источников, расположенных на его оси. Для очень слабых источников это позволяет значительно уменьшить сигнал/шум (причём прежде всего уменьшить влияние собственных шумов микрофона и услителя). Угол приёма высоких частот очень мал, всего несколько градусов. Всё же достоинства микрофона такой конструкции весьма ограничены: удобный в работе рефлектор диаметром около метра теряет способность фокусировать звуки ниже 1 кГц. А на нижних частотах характеристика направленности остронаправленного микрофона ничем не отличается от характеристики направленности самого микрофона. Неспособна такая конструкция устранить и близко расположенные источники помех, хотя если характер помех преимущественно низкочастотный, здесь может помочь обрезной фильтр.

Рефлекторы успешно применяют для записи звуков, издаваемых дикими зверями и певчими птицами. Поскольку с неменьшим успехом релекторы работают не только под открытым небом но и в студии с их помощью записывали удалённые звуки (например, звуки шагов танцора или шуршание одежды балерины), которые придают особую эффективность многим выступлениям актёров или танцоров при показе их по телевидению или кино. Всё же солидные по себе размеры рефлектора не позволяют применять его в тех многочисленных случаях, когда желаемого результата можно добиться обычным способом.

image

Фазовый сдвиг

В первых моделях остронаправленных микрофонов использующих сдвиг по фазе для выделения требуемого сигнала на фоне шумов и помех, применялась конструкция в виде пучка трубок разной длины, которые принимали волновой фронт на разных расстояниях от плоскости мембраны. Посторнний сигнал, приходивший под углом к акустической оси микрофона, проходил в трубках разные по длинне пути. Когда различные части одного и того же волнового фронта складывались наконец у мембраны микрофона, то фаза некоторых из них так изменилась в силу дополнительной разности хода, что в целом они сводили на нет, ту часть которая прошла более короткий путь.

Впоследствии было обнаружено что одна трубка с соответствующим набором отверстий в ней функцианирует не хуже пучка трубок; по принципу такой "Линейной группы" работает и сверхостронаправленный микрофон, называемый иногда "Микрофонной пушкой".

image

Микрофонная пушка

Принцип работы интерференционной трубки только что был описан: главное, чтобы различные чати одной и той же волны, приходящей к микрофону сбоку оказались в противофазе. Такой метод обладает двумя существенными недостатками. Первый присущ всем остронаправленным микрофонам: при колебаниях, длинна волны которых больше габаритов конструкции, характеристика направленности становиться такой же, как характеристика направленности применяемого в них капсюля. У микрофонной "пушки" с интерференционной трубкой длинной около 40 см угол раскрытия характеристики направленности для частот выше 1500 Гц составляет 50-60*. Однако на 250 Гц характеристика направленности в значительной мере близка к кардиоде (т.е. к характеристике направленности капсюля без фазоздвигающей трубки). Поэтому микрофонная пушка воспринимает такие шумы, как грохот городского транспорта, спектр которого находится в основном в области нижних частот. Правда эту помеху можно несколько ослабить, включив после микрофона обрезной фильтр. Если "пушку" использовать при записи звуковых эффектов - например при синхронной съемке исполнителя чечеётки - или при передаче по телевидению звуков, сопровождающих спортивные состязания (это придаёт передаче дополнительное ощущущение сопричастности происходящему), то, как правило, лучше применить обрезной фильтр с частотой среза порядка 300 Гц.

image

Влияние реверберации
Второй недостаток "пушки" состоит в том, что она не обладает острой характеристикой направленности для диффузных ревербирирующих отзвуков. Это объясняется тем, что отражённый звук попадает в микрофон по самым произвольным путям, поэтому и явление взаимного уничтожения волны из-за поворота фазы не возникает. В гулком помещении можно ожидать, что у хорошего кардиоидного микрофона будет такая же характеристика, как и у "пушки", а качество воспроизведения полезного сигнала - даже лучше, чем у неё. Акустические условия в теле- или киностулии могут быть вполне приемлимыми для микрофонной "пушки" (с точки зрения времени реверберации), однако и здесь её надо применять только тогда, когда говорящий постоянно находится лицом к ней: так что её можно применять для передачи бесед, но никак для трансляции спектаклей.

Когда "пушку" используют на открытом воздухе, обязательно нужна ветрозащищающая насадка. Это как правило, очень громоздкая конструкция, поэтому и звукооператор и кинооператор должны тщательно следить за тем, что бы она не попала в кадр (дело в том, что нередко звук лучше всего принимать в точке, находящейся непосредственно за кадром). Ветрозащита не нужна, если микрофонная "пушка" укреплена на студийной микрофонной стойке,-правда при этом микрофон нельзя быстро передвигать. Это хорошо ещё и потому, что ветрозащитный чехол может отбрасывать тень даже при неярком общем освещении.

Выделение голоса в толпе
Микрофонную пушку специально применяют для выделения одного говорящего в большой группе людей, например зрителей в телестудии, причём для этой группы поставлен отдельный кардиоидный микрофон, а микрофонная "пушка" добавляет эффект присутствия для того, кто выступает в данный момент. В целом более приятные условия для выделения голоса в толпе будут в большой по объёму студии с несколько подглушенной акустической обстановкой (сами зрители сидящие в зале способствуют этому).

В очень большой аудитории, в которой потенциальные выступающие сидят на очень большой площади, использовавлись интерференционные трубки, более длинные, чем те, о которых говорились выше. Одна из конструкция имела длинну 2 м. Голоса были слышны вполне разборчиво, однако качество звукопередачи было не высоким. Есть и ещё один недостаток: при резком повороте "пушки" в сторону только что заговорившего участника передачи качество звучания изменяется столь резко, что кажется, будто звукорежиссёр замешкался и не сразу ввел движек регулятора уровня на пульте.


Самая детальная информация Витрина товаров Ruhuckster.ru.

  banner DIPTRACE - САМЫЙ ЛУЧШИЙ ТАКСИРОВЩИК ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ
Portal-X