Может вопрос и наивный, но все же... Насколько оправдано использование подобных технологий на коленке? И какова цель подобных изысканий? Можно напылить медь в отверстиях ионной пушкой, в ваккумной камере, а еще и слой золота нанести сверху. Только насколько это все повторяемо и доступно?
Одно дело из подручных средств и безопасных реактивов, другое дело использовать такое дерьмо как гидразин или трифторид бора.
Почему, например, не взять химическое никелирование как основу? При этом не требуется никаких ядовитых или экзотических реактивов.
Но мои подсчеты показывают что весьма оправданы,цель подобных изысканий состоит в том чтобы делать качественные двухсторонние платы с металлизацией и покрытием ПОС,так как химические методы наиболее повторяемы.
Все что можно достать я лично классифицирую как подручные средства,что касается безопасности,дык химию нужно уважать,тады проблем не будет
Насчет никелирования не понял?нам то каким боком оно надо?нам нужно меднение,и нанесение оловянно-свинцового слоя....
Главная задача таких технологий в домашних условиях - это изготовление опытных образцов (ну или окончательных готовых вариантов) в небольшом количестве и главное быстро. Как не крути именно такой подход дает преимущество во времени. Например поступил заказ замутить сабж. Сроки таковы, что делать заказ проф. организациям - это долго и не всегда с первого раза получаешь то что хочешь. Металлизация и хим покрытие ПОС-60 дают возможность оч большой плотности монтажа и главное работать с планарными корпусами оч малых размеров. Если говорить только о металлизации, то не такие уж там и злые химикаты. Если все делать осторожно и соблюдать меры безопасности, то все будет норм. Если нет, то и от медного купороса мона получить результаты плачевные.
Как вариант, я рассматривал покрытие олово + никель. Вот только получается полупроводник (как я вычитал), в результате отверг идею. +ко всему все равно актуальными остаются нитевидные кристаллы.
Рецепт не основе нитрата свинца + пирофосфаты - под вопросом т.к. нигде в промышленной литературе не описывается, да и вообще эти рецепты найти сложно. На основе фторборатного электролита нашел инфу с подробным описанием (режимы тока, добавки для более равномерных и мелких осадков) но саму борфторводородистую кислоту найти пока что не могу. Так же там есть и о приготовлении солей металлов прямо из этой кислоты. Но электролит придется периодически корректировать + перед работой подогревать.
Тут проконсультировался,в книге Dangerous Properties of Industrial Materials Eleventh Edition RICHARD J. LEWIS, SR. Copyright 02004 by John Wiley & Sons, Inc. All rights reserved. Пишут следующее,если про тетрафторборку написано что едкость на кожу средней степени то про плавиковую написано просто пипец - разъедает язвы тератоген-мутаген и тд.. токсичность для калиевой соли пдк 2.5мг/м3 лд50 240-590мг/кг крысы-мыши,в общем терпимо вполне...В общем в сухом остатке,уступает по токсичности фторидам,и кислоту не нагревать выше 130 град,во избежании появления свободного трифторида бора..
Это сообщение отредактировал JIN - Feb 10 2011, 07:49 PM
Ознакомился,сразу замечание о неустойчивости фоторезиста в тетрафторборной кислоте,епта,книжка 84 года,там юзался фоторезист на основе ПВС,я такой фоторезист варил экспериментально дома,сча материалы другие,реперовский фоторезист отечественный, после дубления выдерживает 5 минут в царской водке...
Но там в описаны составы электролитов для гальванического лужения меди, на основе фторборатов свинца и олова и борфтористоводородной кислоты. А это уже аддитивную технология. JIN, как я понял против такого подхода "это один из вариантов аддитивной технологии,когда сначала никелирование а потом меднение,нам то зачем это?"
Но речь не о том, или я то то не так понял, у нас речь идет про металлизацию отверстий, а не про гальваническое лужение.
В свое время, в детстве проводил опыт с серебренным зеркалом. Брал нефольгированный стеклотекстолит, даже не текстолит а гетинакс, активировал его хлоридом олова. Покрывал маской - нитроэмалью. Выцарапывал дорожки и засовывал в смесь растворов для серебренного зеркала. Серебро осаждалось нормально, только вот оттереть нитроэмаль оказалось проблематично,так как при трении ватой с ацетоном местами стирался и слой серебра на "дорожках". Кстати. все дорожки были соединены на дополнительном "служебном" участке в кучу, затем этот участок предполагадлось отрезать. Соединены были для того чтобы гальванически наносить медь - утолщать дорожки. Отверстий тогда не делал, но наверняка тоже посеребрились бы. Собственно если решить проблему удаления маски, покрытую слоем серебра, то вариант вполне рабочий. Только данный метод неприменим к фольгированному стеклотекстолиту, так как медь восстановит все серебро из раствора и серебро это будет довольно рыхлым. А вот отверстия можно попробовать посеребрить.
Это сообщение отредактировал ivasi - Feb 11 2011, 12:12 AM
Но речь не о том, или я то то не так понял, у нас речь идет про металлизацию отверстий, а не про гальваническое лужение.
В данный момент речь идет именно о лужении. С металлизацией в принципе пока что проблем нет. Химическое лужение необходимо как пред финишная часть процесса (метало-резистивная технология) металлизации + как следствие идеальная полуда без всевозможных кислотных воздействий на диэлектрик (вытравленную часть стеклотекстолита) с вытекающими на ВЧ-СВЧ.
Собственно если решить проблему удаления маски, покрытую слоем серебра, то вариант вполне рабочий. Только данный метод неприменим к фольгированному стеклотекстолиту, так как медь восстановит все серебро из раствора и серебро это будет довольно рыхлым. А вот отверстия можно попробовать посеребрить.
Есть несколько вариантов исключения вообще этой проблемы. 1. Думаю каждый сталкивался с хреновой адгезией слоя меди с стеклотекстолитом. Как вариант, можно применять активатор (исключительно палладиевый раствор) для куска стеклотекстолита т.е. наращивать медь с нуля. Таким образом получается достаточно приемлемая адгезия и нет вкраплений серебра, которые в дальнейшем нарушают работу схемы. С начала размечается заготовка, сверлятся дырки и прочие технологические разрезы, углубления, после проводится механическая обработка (избавляемся от заусинец, выступов и.т.д.) и финиш - обезжиривание заготовки. Далее следует металлизация. Главная проблема для многих - это палладий, ну а лично для меня пока что это сверление дырок. Дырки в идеале нужно просверлить станком ЧПУ. Но можно обойтись лишним процессом с фоторезистом. 2. Метод локальной активации диэлектрика. Берем двусторонний фольгированный стеклотекстолит, накатываем фоторезист, через шаблон насвечиваем будущие дырки (не проводники) и проявляем. Далее сверлим твердосплавными сверлами на высоких оборотах. После следует процесс сенсибилизации в хлористом олове и локальном нанесении нитрата серебра (комплексный раствор) -> хим меднение -> удаляем слой фоторезиста -> общая гальваника двух сторон заготовки и.т.д. Таким образом мы экономим драгоценный нитрат серебра исключая контактное выделение металлического серебра на меди. Комплексный раствор с аммиаком снижает это выделение в отверстиях. Общая гальваника нужна для исключения эффекта пистонов (хотя 100% исключить эту неприятность не получится - думаю).
В общем вариантов масса, нужно только придумать. Лично я свою первую заготовку просто погрузив на пару сек в комплексный раствор нитрата серебра и после делал хим меднение. За это время серебро успело немного восстановится, но совсем не много. К стати, еще один недостаток такого способа - это хлор-ионы которые портят комплексный раствор. Ну и там где побывало серебро (на стеклотекстолите) и после была осаждена медь, вытравить до нулевой проводимости сложно. Поэтому серебро вижу смысл юзать по способу №2. Хотя можно надумать еще че поинтереснее....
Я тож склоняюсь ко второму методу,так как юзаем нитрат серебра,а он в принципе доступен,и миграция серебра в отверстиях нам как бы не страшна,а возможно даже плюс,после гальванического меднения,наносим фоторезист негативный по позитивному шаблону,и гальваникой наносим ПОС,снимаем фоторезист,и травим,ПОС в качестве защитного металлорезиста..Я пробовал кстати травить по нему,заготовку с нанесенным и экспонированым,проявленым и задубленным фоторезистом,наносил пасту сантехническую Олово-медь,что под рукой было,феном нагрел,паста растеклась не повреждая фоторезист,остатки смахнул,травление показало перспективность метода,после травления залуженная плата,но для равномерного качественного покрытия нужна гальваника...
1. Думаю каждый сталкивался с хреновой адгезией слоя меди с стеклотекстолитом. .... после проводится механическая обработка (избавляемся от заусинец, выступов и.т.д.) и финиш - обезжиривание заготовки. Далее следует металлизация.
Этот вопрос решаем,подтравливаем заготовку в смеси серной и плавиковой кислоты...
Итак я нашел рецепт фторборатного электролита... Для этого нужна только борфтористоводородная кислота. Как я уже писал выше, можно на основе этой кислоты приготовить соли олова и свинца (это не столь сложно).
Начиная со страницы 122 рецепт №3 Далее идет приготовление солей олова и свинца.
Вобщем пока я собираю реактивы,проверил на всяк случай известную методу,термолиз фосфината меди,я удивился,работает! и все как бы очень просто..ни каких тебе серебра и драг метаталлов,фотку прилагаю.
Это сообщение отредактировал JIN - Feb 20 2011, 02:32 PM
..да уж. Это как аппроксимация полинома методом бинома Ньютона! (все учили в институте ..только не все запомнили)
А простым языком можно, как это? (на пальцах и подручными/подножными средствами)?
Ну вообще это школьный уровень знаний,по крайней мере советских стандартов
Ну если по простому,суть метода такова,из сульфата меди и гипофосфита кальция делам гипофосфит меди,переводим в аммиачный комплекс,и обрабатываем плату с отверстиями,затем 10-20 минут нагреваем,или в духовке,или в аэрогриле,или на сковородке,темп 120-150 грудусов,образуется проводящий слой,и можно сразу на гальванику,что я и сделал,результат на фото,из всех отверстий только одно отверстие с браком,имхо весьма неплохой результат для наколенной технологии. Каловарный гайд,куда чего сколько лить и сыпать,будет позже,так как нужно сделать молярные пересчеты концентраций,и сделать десяток другой опытов,для достижения оптимальных результатов,эта метода самая простая имхо,так как требует доставания всего одного реактива,гипофосфита кальция,все остальное,сульфат меди и гидроксид аммония есть везде...Да и все эти компоненты.,НЕ входят в списки прекурсоров,тоесть в свободной продаже,..
Это сообщение отредактировал JIN - Feb 20 2011, 04:19 PM
Ну если по простому,суть метода такова,из сульфата меди и гипофосфита кальция делам гипофосфит меди,переводим в аммиачный комплекс,и обрабатываем плату с отверстиями,затем 10-20 минут нагреваем,или в духовке,или в аэрогриле,или на сковородке,темп 120-150 грудусов,образуется проводящий слой,и можно сразу на гальванику,что я и сделал,результат на фото,из всех отверстий только одно отверстие с браком,имхо весьма неплохой результат для наколенной технологии. Каловарный гайд,куда чего сколько лить и сыпать,будет позже,так как нужно сделать молярные пересчеты концентраций,и сделать десяток другой опытов,для достижения оптимальных результатов,эта метода самая простая имхо,так как требует доставания всего одного реактива,гипофосфита кальция,все остальное,сульфат меди и гидроксид аммония есть везде...Да и все эти компоненты.,НЕ входят в списки прекурсоров,тоесть в свободной продаже,..
JIN РЕСПЕКТ!!! Слыхал за такой метод но что то я на него подзабил. Однако действительно народная метода будет... Попробуй покрой медью таким способом чистый стеклотекстолит и отпишись как обстоят дела с адгезией. Надо бы будет попробовать (как выложишь рецептуру)...
JIN РЕСПЕКТ!!! Слыхал за такой метод но что то я на него подзабил. Однако действительно народная метода будет... Попробуй покрой медью таким способом чистый стеклотекстолит и отпишись как обстоят дела с адгезией. Надо бы будет попробовать (как выложишь рецептуру)...
спасибо Опыты ставить буду,хотя уверен что адгезия уступать будет палладиевым методам,эта технология для переходных отверстий может работать,так как в отверстиях адгезия не так важна,как на поверхности....Сча не хватает кой каких реактивов,надо проверять идеи возникающие,это время и деньги...
Итак публикую методу. Проведя кучу опытов,пришел к такому рецепту,в 80 мл воды растворяем 15 грамм сульфата меди(медный купорос),при перемешивании добавляем сухой гипофосфит кальция,берем в избытке,это 11 грамм,мешаем минут 40,до образования осадка сульфата кальция,затем отфильтровываем осадок,промываем его 20 мл воды,получается голубоватая жидкость,раствор гипофосфита меди и гипофосфита кальция,затем приливаем при перемешивании постепенно аммиачную воду(гидроксид аммония)25%,всего это будет 16-25 мл,должен получится однородный раствор темно синегоцвета, ,отверстия в плате промазываем раствором как следует,и подсушиваем ,после сушки наносим тепловой удар,я это делаю с помошью аэрогриля,удобная штука для всякого рода экспериментов,, температура 150,15-20 минут,затем на гальванику..
Определеный интерес вызывает обстоятельство что,поверхность диэлектрика обработанная гипофосфитом,и подвергнутая термолизу,проявляет теже свойства что и активированная серебром,палладием заготовка,несмотря на то что в публикациях на эту тему пишут везде одно и тоже,что "медь не является катализатором"....,тоесть можно провести химическое меднение,голый текстолит после термолиза,, после химического меднения,, после гальваники ,это в принципе вариант аддитивной технологии уже,остается лишь поражатся вранью в литературе посвященнной данным вопросам.
Это сообщение отредактировал JIN - Feb 28 2011, 11:02 PM
JIN Отлично!!! Уважуха за труды!!! Рецепт проще уже некуда. Попробую достать в своем колхозе гипофосфит кальция - в роде не проблемный реактив. Мля, если бы не работа, занялся бы основательно. Тебе осталось только блескообразователь найти для мелких и плотных осадков в отверстиях. Я пробил себе немного Б-7211 - нюансов миллион. Но работает.
Да, и еще. Интересно на сколько будет стабилен полученный раствор через некоторое время (неделя, месяц, год). Я к тому что не придется ли его со временем корректировать, или через неделю тупо вылить в унитаз...